Перейти к содержимому

Проповедь архиепископа Феогноста в Пюхтицком монастыре 12 октября 2016 года

Проповедь архиепископа Феогноста в Пюхтицком монастыре 12 октября 2016 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Слова Христа Спасителя: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» объясняют очень многое в нашей духовной жизни. Есть такое святоотеческое понятие – мечтательность. Это такое состояние, когда человек не действует, но мечтает о чем-то. И вот, когда мы мечтаем о добром, мечтаем о полезном для нас, но сердце наше на самом деле находится в другом месте, у него совсем другие интересы, именно потому и получается раскол в нашей духовной жизни, потому что мы об одном мечтаем, а другого желаем. И основа духовной жизни есть не что иное, как совмещение наших мечтаний с нашими желаниями. Нужно полюбить то, что мы действительно любим и определиться в том, где же наше сокровище. Если наше сокровище в каких-то земных конкретных благах, в чувственных удовольствиях, то и сердце наше будет там, вопреки нашим мечтаниям. А, если наше сокровище будет на Небе, если наше сокровище будет в заповедях Господних, тогда и ум наш будет в них. И, когда мы не можем понять, что с нами происходит, когда мы пытаемся разобраться почему мы одно думаем, другое говорим, а третье делаем, все именно заключается в том, что мы не определились до конца – а где сокровище наше? И сердце наше бывает там, где наше сокровище, и наши тайные помыслы, наши мечтания есть не что иное, как свидетельство того, где на самом деле находится наше сокровище.

И не надо пугаться, когда мы вдруг увидим, что сокровище наше совсем не на Небе, а на земле, ибо, признав свой грех, признав свою болезнь, только тогда можно будет получить исцеление. До тех пор, пока мы не признаемся сами себе в том, а чего мы действительно хотим, ни о каком исцелении и речи быть не может. И потому-то человек и блуждает в потемках своего сердца, пытается понять и разобраться в том, что с ним происходит, пытается понять в чем его двусмысленность и двуличность. А она именно в том, что мы не знаем и не можем признаться в том, где же наше сокровище.

И начало духовной жизни, и ее конец – это понимание того: «А где же наше сокровище?» И исповедь – это не что иное, как лекарство или путь, который помогает нам понять: «А где же наше сердце? Где наше сокровище?» И только тогда, когда мы можем открыться по-настоящему своему близкому духовному отцу, когда мы признаемся в самых темных своих неблаговидных не только поступках, а и мечтаниях, тогда помыслы теряют над нами силу. До тех пор, пока мы боимся признаться себе в своих мечтаниях, до тех пор, пока мы боимся признаться своему духовному отцу в своих мечтаниях, помыслы имеют над нами власть. И только, когда мы признаем их, их пагубность, просто признаем, они теряют над нами власть. И это есть начало нашей жизни, признаться сначала себе в том, где твое сокровище, а потом уже своему духовному отцу. И это путь, начальный путь духовной жизни.

И да поможет Господь каждому из нас набраться мужества и смелости увидеть, что же действительно мы есть сами по себе и где наше сокровище, и не убояться, не устыдиться, а признаться в этом. И сам Господь выправит, сам Господь поправит нас и укажет нам, а наше сердце увидит подлинную красоту духовных сокровищ, к которым мы будем стремиться уже искренне, нелукаво и нелицемерно. Всех вас благодарю за святые молитвы, причастников, которых было немного, поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн. Выслушаем благодарственные молитвы по Святом Причащении. Слава Тебе Боже, слава Тебе Боже, слава Тебе Боже!